И когда я сижу в ночи, и по горлу меня муза гладит, мир, дешёвка, тогда замолчи! Есть лишь я, и она, и тетради.
Итак, "Апельсиновая девушка"... Сюжет пересказывать смысла нет - читали все. Мальчик Георг получает письмо от умершего отца, в котором рассказывается история о встрече последнего с некой любительнице апельсинов. Эта завязка, равно как и название, интригуют. Становится любопытно, как автор объяснит все странности истории. Однако объяснение "апельсиновой" загадки одновременно вызывает и новые вопросы.
Неужели мать никогда не рассказывала сыну, как познакомилась с отцом? Сын никогда не видел маминых картин с апельсинами, хотя она рисовала их в промышленных масштабах. Папа, в свою очередь, пишет так, словно уверен в том, что сын не услышит этой истории до получения письма. Однако он точно не договаривался с Веруникой о молчании, так как о существовании посмертного послания она сама узнала в тот же день, что и остальные. Папа также мало позаботился о том, чтобы письмо достигло адресата. Этот игрушечный автомобиль, в который он засунул своё послание, могли всё-таки выбросить, мало ли что, либо забыть о нём на гораздо больший срок.
Сама разгадка в духе "всё гениальное просто" меня и порадовала, и не до конца удовлетворила. У почти фантазийной истории оказалось пусть не самое тривиальное, но всё-таки вполне "земное" объяснение. Мне кажется, что от истории с названием "Апельсиновая девушка" я ждала чуть большего. Приятно, конечно, что эта прекрасная незнакомка оказалась мамой и женой главных персонажей, ведь в ином случае вышло бы, что столь классная история неслучайных случайностей закончилась ничем.
От книги остаётся ощущение сказки. Хотя именно сказочного, магического в ней нет, но чувство волшебства - присутствует. Вот как это удалось автору? Хотелось бы знать! Также меня нисколько не смутил атеизм Яна - то ли потому, что пишет автор об этом без малейшей агрессии и навязчивости, то ли потому что по природе своей главный герой истинный верующий, только в чудеса, в человека и во всё хорошее. А разве это плохо? Впервые в жизни меня посетила мысль, что те, кто не верит в загробную жизнь, быть может, больше ценят эту, земную, одну-единственную, по их мнению... Но всё же немного странно, что человек со столь выраженным мистическим мышлением одновременно не верит в жизнь после смерти.
Вот эти все размышления о красоте природы, о телескопе Хаббл, о том, чтобы мы выбрали, будь у нас такая возможность, это такая же неотъемлемая часть книги, как и сам сюжет. И мне ужасно жалко, что у больного папы было так мало времени: возможно, он бы побольше написал о своих фантазиях об Апельсиновой девушке, придуманных им до знакомства с нею. Хотя на момент зарождения этих фантазий в романе у читателей не хватило бы терпения читать их, так как им нужна будет лишь тайна девушки с апельсинами. Вот уже потом, когда Ян рассказывал любимой о своих выдумках, можно было бы поподробнее осветить их. Читатели посмеялись бы вместе с Веруникой.
Книга сказочна не по форме, но по содержанию, однако очень забавно читать такие её абсолютно реалистичные кусочки, как те, в которых показывают немного натянутые отношения Георга с отчимом. Подросток пытается уверить себя и читателей в дружбе с приёмным отцом, но на самом деле парень так и не смирился до конца с присутствием в доме ещё одного мужчины. Кстати, что это за мужчина в белой "Тойоте" я догадалась довольно быстро. Хотя особой тайны писатель из этого и не делал.
А вот разлитый по страницам книги страх Яна перед неминуемой смертью несколько омрачает историю. Мы знаем, что сказка для героев закончится довольно быстро. В этом случае было хорошим решением так построить сюжет, чтобы о смерти Яна говорилось с самого начала, а его сын Георг вырос и успел примириться с отсутствием в своей жизни отца. Из-за этого и читателям легче воспринимать печальную часть этой истории. Мне понравилось, что Юстейн Гордер не был безжалостен к читателям, но и не приукрасил, что называется, смерть. Его герой не храбрится, наоборот, смерть пугает Яна, в чём тот признаётся и жене, и уже заочно сыну. При этом он явно старается быть семье не в тягость, например, он настоял, чтобы Веруника пошла на работу (хотя и есть что-то надо было, я полагаю). Яна настолько угнетает мысль о смерти, что он задаёт в своём письме вопрос: захотел бы он, Ян, появиться на свет, зная, что так скоро вынужден будет его оставить? И немного грустно, что он под давлением мрачных мыслей приходит к выводу, что нет, не захотел бы. Грустно, но правдиво. А читатель в лице меня каким-то необъяснимым образом, наоборот, загорается жаждой жизни. Нет, Ян Улав, ты не прав! И твоя же история спорит с тобой. Ты не хотел бы встретить свою Апельсиновую любовь? Но история этой любви так оригинальна и чиста, что возносит ценность жизни, пусть и короткой, на недосягаемую высоту! Можно прожить до ста лет, но так и не пережить ничего подобного. Но даже в этом случае жить прекрасно. Наверное, такой реакции и добивался автор произведения.

Несколько лет назад по книге сняли фильм и я через некоторое время с удовольствием посмотрю его.

@темы: Изба-читальня, Книжный клуб, Ami, c'est l'amour