И когда я сижу в ночи, и по горлу меня муза гладит, мир, дешёвка, тогда замолчи! Есть лишь я, и она, и тетради.
Вместе с двумя чудесными ПеЧками прочитала роман Кнута Гамсуна "Мистерии".
К религиозным таинствам роман отношения не имеет, несмотря на название. Но ореол загадочности окружает главного героя до конца произведения.
Забавно, что автор ещё в первых строках книги сообщает, о чём произведение. Некий человек приехал в маленький городишко на берегу моря и немного помутил воду. Сначала - в переносном смысле, затем и морскую. Я сейчас читаю ещё один роман Гамсуна - "Пан", автор ещё в начале сообщает, что главный герой пристрелит позднее свою собаку'( Творческая особенность писателя?
Итак, господин Нагель. Непонятная мятущаяся личность. Норвежский Чацкий, который всё же более понятен и извиняем из-за наличия у него неких слабо выраженных способностей к предвидению. Он может увидеть вещий сон или просто догадаться о вещах, которые никому бы не пришли в голову. Видимо, поэтому его восприятие мира обострено, экзальтированно (у меня порой это вызывало раздражение). Можно сказать, он для этого мира слишком хорош. Порой он рассказывает совсем уж необыкновенные вещи и непонятно, правду ли говорит он, либо приукрашивает её, либо просто придумывает, ибо несовместим с обыденностью и борется с ней таким образом. Нет, Нагель не предотвращает какие-то страшные вещи, как какой-нибудь кинговский Джонни из "Мёртвой зоны". Практического применения его невероятная интуиция так и не находит. Автор просто показал, что есть подобные люди, есть в жизни что-то, не вписывающееся в рамки привычного. Вряд ли много людей писали в то время о подобных вещах. Возможно, Гамсун стоит у истоков современной мистики.
Дагни - главный женский персонаж и любовный интерес Нагеля. Для меня же ничего особо интересного в ней нет. Возможно, на фоне Нагеля, Минутки и Марты Гудэ она кажется слишком обычной и уравновешенной. Не удивлюсь, если болезненную натуру Нагеля тянуло именно к её гармоничности и заземлённости, если так можно выразиться. Очевидно также, что девушка наделена красотой и даром очаровывать мужчиной, но такие вещи сложно почувствовать через книгу, их просто стоит принять на веру. Дагни против своей воли играет роль роковой женщины, любовь к ней сводит двоих мужчин в могилу. Между тем, описание её тяжёлой золотистой косы навевают мысли о чём-то домашнем и уютном. Нагель и его отношение к ней приводит её в растерянность и одновременно интригует. Хотелось закончить этот абзац цитатой из "Песочного человека " Гоффмана "Отсюда можно заключить, что Клара наконец обрела семейное счастье, какое отвечало её весёлому, жизнерадостному нраву и какое бы ей никогда не доставил смятенный Натанаэль". Замените Клару и Натанаэля на Дагни и Нагеля - вот вам и весь сказ. Надеюсь, Дагни также обрела счастье.
Местный дурачок Минутка, пожалуй, интереснее всех в книге. Несчастный калека, в котором Нагель заподозрил тёмную личность - заподозрил без всякого повода, лишь благодаря своей интуиции, но оказался прав. Минутка, как сказано в "Википедии", влюблён в Дагни, хотя я бы в жизни не поняла этого из текста книги. Может, я просто непонятливая... Я подозревала, что он влюблён в Марту Гудэ, но оказалось, что он изнасиловал её. Но опять-таки неясно - когда именно. Возможно, её привычка сторониться людей основана именно на этом. Или же это произошло после основных событий романа? Но вот что я должна сказать: вряд ли Минутка родился негодяем. Тёмные стороны его натуры, возможно, и не всплыли бы, сложись его жизнь удачнее. Я не оправдываю его, но нужно понимать, откуда берут начало его ужасные поступки.
Марта Гудэ - жертва Минутки, робкая и нищая женщина, которой Нагель поначалу хотел просто помочь. Однако получив отказ от Дагни, Нагель делает предложение руки и сердца Марте. Он постоянно повторяет, что его намерения чисты, однако это не так, он просто хочет решить за счёт бедняжки свои проблемы. Конечно, никакого будущего у них не могло быть. При всей своей робости Марта мне кажется интереснее Дагни. Мне она абсолютно понятна. Она не так уж странна, просто это человек, который способен чувствовать вину чуть ли не за то, что на свет появился - то ли вследствие воспитания, то ли вследствие психической травмы. Даже сострадательный Нагель не может полностью объяснить поведение Марты.
Как я уже говорила, появление Нагеля на самом деле мало меняют жизнь героев. Сам Нагель гибнет, но о его самоубийственных настроениях было написано ещё в начале книги. Дагни, видимо, останется со своим лейтенантом, и нам остаётся только догадываться, каким мог бы быть их с Нагелем союз. Принесла девушка в жизнь героя гармонию и покой или Нагель и её заразил бы своим неприятием мира? Как знать... Что-то плохое, очевидно, случилось в конце с Минуткой, но Нагель тут не при чём, он лишь угадал тьму в душе калеки. Марта подружилась с Дагни, но вряд ли её жизнь изменилась кардинально. Почему же так, почему неординарный, добрый и вовсе не инфантильный человек так и не смог ставить после себя значимый след? Автор книги не ставил задачу показать глобальные изменения, которые могли произойти с героями? Или Гамсун считал, что люди, подобные Нагелю, мало что могут в зацикленном на земных ценностях обществе? Случайны ли возникшие у меня аналогии с князем Мышкиным? Точного ответа на эти вопросы у меня нет. С другой стороны, автор обязан ставить вопросы в книге, но не обязан на них отвечать. У каждого читателя может быть своя правда и свои ответы, точно так же как у каждого из героев.
Мы имеем роман без антагониста, разве что окружающую действительность, калечащую людей, может воспринимать в качестве абстрактного злодея. Но тон романа недостаточно пессимистичен для таких выводов. "Мистерии" заряжают верой в чудо. Даже сейчас написанное более ста лет назад читается с некоторым изумлением. Для Нагеля его видения, его грёзы и сны не были чем-то из ряда вон выходящим, они были частью его жизни и своими рассказами он сумел передать частичку неведомого и окружающим. Кто знает, если бы не было книг, подобным "Мистериям", появились бы книги вроде "Мёртвой зоны" Кинга, в которых люди не от мира сего не просто украшают, а спасают этот мир?
Надо ли говорить, что мне понравилось?
К религиозным таинствам роман отношения не имеет, несмотря на название. Но ореол загадочности окружает главного героя до конца произведения.
Забавно, что автор ещё в первых строках книги сообщает, о чём произведение. Некий человек приехал в маленький городишко на берегу моря и немного помутил воду. Сначала - в переносном смысле, затем и морскую. Я сейчас читаю ещё один роман Гамсуна - "Пан", автор ещё в начале сообщает, что главный герой пристрелит позднее свою собаку'( Творческая особенность писателя?
Итак, господин Нагель. Непонятная мятущаяся личность. Норвежский Чацкий, который всё же более понятен и извиняем из-за наличия у него неких слабо выраженных способностей к предвидению. Он может увидеть вещий сон или просто догадаться о вещах, которые никому бы не пришли в голову. Видимо, поэтому его восприятие мира обострено, экзальтированно (у меня порой это вызывало раздражение). Можно сказать, он для этого мира слишком хорош. Порой он рассказывает совсем уж необыкновенные вещи и непонятно, правду ли говорит он, либо приукрашивает её, либо просто придумывает, ибо несовместим с обыденностью и борется с ней таким образом. Нет, Нагель не предотвращает какие-то страшные вещи, как какой-нибудь кинговский Джонни из "Мёртвой зоны". Практического применения его невероятная интуиция так и не находит. Автор просто показал, что есть подобные люди, есть в жизни что-то, не вписывающееся в рамки привычного. Вряд ли много людей писали в то время о подобных вещах. Возможно, Гамсун стоит у истоков современной мистики.
Дагни - главный женский персонаж и любовный интерес Нагеля. Для меня же ничего особо интересного в ней нет. Возможно, на фоне Нагеля, Минутки и Марты Гудэ она кажется слишком обычной и уравновешенной. Не удивлюсь, если болезненную натуру Нагеля тянуло именно к её гармоничности и заземлённости, если так можно выразиться. Очевидно также, что девушка наделена красотой и даром очаровывать мужчиной, но такие вещи сложно почувствовать через книгу, их просто стоит принять на веру. Дагни против своей воли играет роль роковой женщины, любовь к ней сводит двоих мужчин в могилу. Между тем, описание её тяжёлой золотистой косы навевают мысли о чём-то домашнем и уютном. Нагель и его отношение к ней приводит её в растерянность и одновременно интригует. Хотелось закончить этот абзац цитатой из "Песочного человека " Гоффмана "Отсюда можно заключить, что Клара наконец обрела семейное счастье, какое отвечало её весёлому, жизнерадостному нраву и какое бы ей никогда не доставил смятенный Натанаэль". Замените Клару и Натанаэля на Дагни и Нагеля - вот вам и весь сказ. Надеюсь, Дагни также обрела счастье.
Местный дурачок Минутка, пожалуй, интереснее всех в книге. Несчастный калека, в котором Нагель заподозрил тёмную личность - заподозрил без всякого повода, лишь благодаря своей интуиции, но оказался прав. Минутка, как сказано в "Википедии", влюблён в Дагни, хотя я бы в жизни не поняла этого из текста книги. Может, я просто непонятливая... Я подозревала, что он влюблён в Марту Гудэ, но оказалось, что он изнасиловал её. Но опять-таки неясно - когда именно. Возможно, её привычка сторониться людей основана именно на этом. Или же это произошло после основных событий романа? Но вот что я должна сказать: вряд ли Минутка родился негодяем. Тёмные стороны его натуры, возможно, и не всплыли бы, сложись его жизнь удачнее. Я не оправдываю его, но нужно понимать, откуда берут начало его ужасные поступки.
Марта Гудэ - жертва Минутки, робкая и нищая женщина, которой Нагель поначалу хотел просто помочь. Однако получив отказ от Дагни, Нагель делает предложение руки и сердца Марте. Он постоянно повторяет, что его намерения чисты, однако это не так, он просто хочет решить за счёт бедняжки свои проблемы. Конечно, никакого будущего у них не могло быть. При всей своей робости Марта мне кажется интереснее Дагни. Мне она абсолютно понятна. Она не так уж странна, просто это человек, который способен чувствовать вину чуть ли не за то, что на свет появился - то ли вследствие воспитания, то ли вследствие психической травмы. Даже сострадательный Нагель не может полностью объяснить поведение Марты.
Как я уже говорила, появление Нагеля на самом деле мало меняют жизнь героев. Сам Нагель гибнет, но о его самоубийственных настроениях было написано ещё в начале книги. Дагни, видимо, останется со своим лейтенантом, и нам остаётся только догадываться, каким мог бы быть их с Нагелем союз. Принесла девушка в жизнь героя гармонию и покой или Нагель и её заразил бы своим неприятием мира? Как знать... Что-то плохое, очевидно, случилось в конце с Минуткой, но Нагель тут не при чём, он лишь угадал тьму в душе калеки. Марта подружилась с Дагни, но вряд ли её жизнь изменилась кардинально. Почему же так, почему неординарный, добрый и вовсе не инфантильный человек так и не смог ставить после себя значимый след? Автор книги не ставил задачу показать глобальные изменения, которые могли произойти с героями? Или Гамсун считал, что люди, подобные Нагелю, мало что могут в зацикленном на земных ценностях обществе? Случайны ли возникшие у меня аналогии с князем Мышкиным? Точного ответа на эти вопросы у меня нет. С другой стороны, автор обязан ставить вопросы в книге, но не обязан на них отвечать. У каждого читателя может быть своя правда и свои ответы, точно так же как у каждого из героев.
Мы имеем роман без антагониста, разве что окружающую действительность, калечащую людей, может воспринимать в качестве абстрактного злодея. Но тон романа недостаточно пессимистичен для таких выводов. "Мистерии" заряжают верой в чудо. Даже сейчас написанное более ста лет назад читается с некоторым изумлением. Для Нагеля его видения, его грёзы и сны не были чем-то из ряда вон выходящим, они были частью его жизни и своими рассказами он сумел передать частичку неведомого и окружающим. Кто знает, если бы не было книг, подобным "Мистериям", появились бы книги вроде "Мёртвой зоны" Кинга, в которых люди не от мира сего не просто украшают, а спасают этот мир?
Надо ли говорить, что мне понравилось?
По-хорошему, стоило бы начать знакомство с творчеством Гамсуна еще в универе, но не сложилось, не было у меня интереса к норвежской литературе и чтение Гамсуна на его появление особо не повлияло. Очень трудно написать о "Мистериях" какой-то осмысленный отзыв, потому что книга меня совсем не зацепила. Развитие сюжета до последнего момента практически не предполагает никакой интриги: читаешь и абсолютно не задумываешься, а что же там дальше. Главный герой меня сначала немного удивил, но потом его "доброта" показалась чрезмерной, а эксцентричность приелась и начала раздражать. У Нагеля явно комплекс бога, или как это называется, патологическая склонность всюду сунуть свой нос и всех облагодетельствовать. Манера говорить у него тоже странная, к чему эти постоянные смешки, а уж про градус правдивости его речей я деликатно промолчу. К чему он постоянно врет? Потом в этом признается, оправдывается и начинает сызнова? Такое чувство, что в диалогах участвует человек, больной белой горячкой. Чего он хотел добиться я так и не поняла.
Из-за антипатии к главному герою мне и вся книга скорее не понравилась. Размышления о великих людях, пфф, какой бред...Может самим норвежцам про Норвегию читать и интересней, но на меня национальные самокопания Гамсуна впечатления не произвели от слова совсем.
Итог с Минуткой показался неприятным.
Вот
Дагни против своей воли играет роль роковой женщины, любовь к ней сводит двоих мужчин в могилу. Между тем, описание её тяжёлой золотистой косы навевают мысли о чём-то домашнем и уютном.
У меня роковая красота ассоциируется больше с такими сухопарыми, немного истеричными (пусть даже эта истеричность прячется внутри) женщинами. А по описанию Дагни - типичная норвежка, кровь с молоком, немного тяжеловесная и открытая. Опять же, добрая и ласковая.
Я подозревала, что он влюблён в Марту Гудэ, но оказалось, что он изнасиловал её.
Я тоже. Он практически ничем и не выдавал свой интерес к Дагни. Конечно он говорил про нее много хорошего, но про кого он говорил плохое? С моей точки зрения, это упущение автора, он ничем не помог работе мозга читателя (который всяко не экстрасенс), а потом в конце заявил, что а это б, просто потому что Нагель должен оказаться прав.
он просто хочет решить за счёт бедняжки свои проблемы.
Опять же это. Марта Гудэ мне понравилась, такая милая добрая женщина, а Нагель ее подло использует, играет на ее чувствах и даже ни на минуту не задумывается, что своим спектаклем делает ей больно. Чем он лучше Минутки? Один надругался над ее телом, а другой над сердцем, внушив напрасные надежды.
люди не от мира сего не просто украшают, а спасают этот мир?
Может Гамсун и стремился показать Нагеля эдаким несчастным провидцем, Кассандрой наших (гамсуновских) дней, но я увидела в нем только раздутое эго и начальные признаки шизофрении.
Примечательно, что я с тобой во многом согласна, но при этом книга мне понравилась. И Нагель тоже, хотя общаться с таким человеком в жизни - то ещё, должно быть, удовольствие. Я бы боялась...
Развитие сюжета до последнего момента практически не предполагает никакой интриги: читаешь и абсолютно не задумываешься, а что же там дальше.
Для меня самое интересное началось после того, как герой сделал предложение Марте. Я боялась, что он своими играми эту и без того забитую тётку нехило обидит.
У меня роковая красота ассоциируется больше с такими сухопарыми, немного истеричными...
По-моему, та мадам, что явилась к Нагелю посреди повествования, как раз такова. Но, конечно, всё дело в том, что Нагель сам очень неблагополучен в глубине души, так что его общение с любой женщиной в книге выглядит не совсем адекватно.
С моей точки зрения, это упущение автора, он ничем не помог работе мозга читателя (который всяко не экстрасенс), а потом в конце заявил, что а это б, просто потому что Нагель должен оказаться прав.
В книге вообще много несостыковок. Если из-за Дагни Минутка убил того влюблённого в неё парня, почему он не сделал этого с её женихом, который уж всяко более реальный соперник. И почему тогда Минутка спасал Нагеля, когда тот в состоянии бреда вскочил в лодку?
Может Гамсун и стремился показать Нагеля эдаким несчастным провидцем, Кассандрой наших (гамсуновских) дней, но я увидела в нем только раздутое эго и начальные признаки шизофрении.
Насчёт эго и комплекса бога не соглашусь, а вот шизофрения вполне возможна. Думаю, Нагель грешит жалостью к себе и упивается своею непонятостью. "Ах, какой я непризнанный..." - что-то в этом роде. Отсюда эти его выкрутасы и выдумки, он доводит противопоставление себя миру до абсурда. Меньше надо зацикливаться на себе несчастненьком и стараться трезво смотреть на вещи. Но вот с последним у мужика явные проблемы, видимо, отчасти и из-за шаткой психики. Думаю также, что у Нагеля доброе сердце, но из-за своих слабостей он не способен помочь окружающим. Отношения с Мартой и Минуткой - тому подтверждение. Может ли помочь кому-то тот, кто сам нетвёрдо стоит на ногах? Кто неспособен определиться в собственном отношении к тем, кому помогает? Нагель сочувствует Минутке и в то же время ощущает всё возрастающую брезгливость к калеке. Пусть это чувство и оправданно, но как же помогать человеку, презрение к которому уже не в силах скрывать? Нагелю жаль Марту Гудэ, но, сделав ей это дурацкое предложение руки и сердца, он вскоре начинает верить в то, что заинтересован в ней, как в женщине. Бедная женщина, не думаю, что она так уж глупа, но его настойчивость заставляет её поверить ему... Не ясно, что именно хотел показать автор - чувствительную душу Нагеля, не выдержавшую несовершенство мира или как губительно потворство своим слабостям?
Кстати, интересно, кто герой с точки зрения соционики? В Интернете нашла мнение, что он Есенин (мой тождик). Да, на бетанца-виктима похож, вроде и автора к ним, родимым, причисляют.
Думаю, книга смотрелась бы лучше, если б не была написано в стиле "догадайтесь сами". Роман Гамсуна "Пан", к слову, тоже показывает не слишком адекватных людей. При этом написано интересно, персонажам сочувствуешь, но в то же время происходящее порой так нелепо, люди сами себе проблемы создают... Вот что самое печальное.
при этом книга мне понравилась
На вкус и цвет)
Нагель умеет быть ярким и интересным, такие люди привлекают внимание, но лучше наблюдать за ними издалека. В жизни всем хочется простоты и ясности.
Еще не очень поняла его слова о фру Стенерсон, так она действительно изменяла своему доктору? С кем?
Вот про Толстого и типы людей, подающих милостыню, мне понравилось. Интересная мысль.
Еще, по поводу Минутки. Раньше я жила с бабушкой в небольшом городке. И у нас там был свой юродивый, его звали Мишей, ему было, не знаю даже сколько лет, под сорок наверное, но сознание как у ребенка. Понятия не имею, с рождения он такой или из-за какой-нибудь травмы. Жил один с мамой пенсионеркой и многие его жалели, всегда здоровались и говорили что-нибудь хорошее. Он тоже всегда был очень вежливый, болтал с большими и маленькими и любил кататься на автобусах: и кондукторы его пропускали без билета и разрешали ездить бесплатно. Но в то же время его часто задирали, находились те, кто смеялся над ним, даже бил. Поэтому про придирки к Минутке мне читать было особо неприятно.
Ну вот и хорошо)))
Еще не очень поняла его слова о фру Стенерсон, так она действительно изменяла своему доктору? С кем?
Ещё одно "Он такой проницательный!" от писателя. Но заметить подобные вещи мог и просто наблюдательный человек, тем более у Нагеля был роман с замужней женщиной.
Вот про Толстого и типы людей, подающих милостыню, мне понравилось. Интересная мысль.
Ой, не помню=(
Еще, по поводу Минутки. ...
Да, Минутку жаль было с самого начала. Но ещё больше жаль, что его историю так толком и не развили. Я до последнего была уверено, что у Нагеля от любовной тоски мозги расплавились, поэтому он на несчастного инвалида начал наезжать. Кстати, по-моему,
Минутка всё же не обладает сознанием ребёнка, такой человек не мог бы работать матросом. Просто слабохарактерный человек попал в тяжёлую жизненную ситуация и, будучи зависим от дяди и окружающих, психически деградировал.
Я не совсем поняла, что у них произошло с этой дамой. Только что приехала она только за деньгами. И назвала она его другим именем, то было его настоящее имя или же любовное прозвище? Был ли он действительно богат или и впрямь лишь получил небольшое наследство? Странно ведь, что кокотка едет за деньгами ко вчерашнему студенту.
Если из-за Дагни Минутка убил того влюблённого в неё парня, почему он не сделал этого с её женихом, который уж всяко более реальный соперник.
Потому что тот физически гораздо сильнее, ему бы просто не удалось. А тот паренек был дохляком.
И почему тогда Минутка спасал Нагеля, когда тот в состоянии бреда вскочил в лодку?
Так ему это разве не приснилось? Но в любом случае резонно, почему он вылил яд из склянки? Или он заменил его чем-то, с чего у Нагеля начался затем весь этот бред...
Это весьма непросто.
Знаешь, я тут подумала, ведь студент Эйен говорил, что видел политические выступления Нагеля, т.е. он был довольно публичный человек, а вдруг ни с того, ни с сего оказался в каком-то захолустном городке. Может он и впрямь получил наследство от матери. Т.е. его мать умерла, для него это стало шоком и усилило проблемы и без того не особо ясного сознания?
А про Толстого, что он раздавал деньги бедным. Нагель посчитал, что это не так уж героично, ведь когда у человека миллионы, расстаться с парой тысяч не так уж сложно. Он еще добавил, что Толстой просил жену следить за тем, чтобы он не пожертвовал слишком много. Вот это не берусь судить, вроде бы в школе говорили прямо противоположное. Что Толстой бы и все раздал, да большая часть состояния досталась ему в качестве приданного жены и она была крайне против, хотела оставить все детям.
Минутка всё же не обладает сознанием ребёнка, такой человек не мог бы работать матросом.
Сначала я думала, что он в результате несчастного случая умом повредился, тогда же, когда и калекой стал. Но похоже он либо притворялся, либо будучи зависим от дяди и окружающих, психически деградировал.
Сплошные недосказанности... А жаль, хороший ведь роман.
Странно ведь, что кокотка едет за деньгами ко вчерашнему студенту.
По-моему, ей всё равно, кто он там - вынь да положь. Такая натура - не деньги, так душу вытрясла бы.
Потому что тот физически гораздо сильнее, ему бы просто не удалось. А тот паренек был дохляком.
А с камнем подкрасться не судьба? Вряд ли кто-то опасался этого полубомжика. Ну ладно, объяснение принимается)
И почему тогда Минутка спасал Нагеля, когда тот в состоянии бреда вскочил в лодку?
Так ему это разве не приснилось?
Блин, я не помню...
Знаешь, я тут подумала, ведь студент Эйен говорил, что видел политические выступления Нагеля, т.е. он был довольно публичный человек...
Нагель в каждую бочку затычка, скорее...
Т.е. его мать умерла, для него это стало шоком и усилило проблемы и без того не особо ясного сознания?
Интересная версия.
К Толстому Гамсун, похоже, неравнодушен в плохом смысле этого слова. Сплошная критика в его адрес.
Пофиг, мне больше Достоевский нравится=DСначала я думала, что он в результате несчастного случая умом повредился, тогда же, когда и калекой стал. Но похоже он либо притворялся...
Какой резон притворяться убогим? Разве что, свою преступную натуру скрыть... Но как-то это слишком сложно.
Мне роман понравился, потому что в первую очередь понравился Нагель, несмотря на косяки и ошибки, которые он совершал. Он - человек не от мира сего, в меру эгоистичный, с неплохим ЧСВ, а ещё он - несчастный, непонятый и одинокий донельзя человек. Может, от этого Нагель и врёт постоянно - от чувства одиночества? Ни друзей у него, ни женщины, ни занятий никаких... Он, скорее всего, из типа тех героев, что опережают время или рождаются не в своё время. Участь у него - оставаться непонятым и непринятым. Но, как мне кажется, роль чудика его не очень-то задевает. Но читать его рассуждения - воистину мистерии! - было местами напряжно.
Дагни мне не понравилась несмотря на её "домашнесть", потому что она кокетка и вполне осознанно применяет власть над мужчинами.
Я просто завидую.Гибель двух мужчин по её вине не слишком-то отразилась на ней, хотя, может, тут очередная недосказанность? Плюс в ней то, что Гамсун не стал создавать непорочного ангела - ой, чую, как ей хотелось чуть-чуть пригубить пыла Нагеля, иначе бы не ответила она на его поцелуй. Но в целом - не могу объяснить своей к ней антипатии. Не нравится и всё. Нелюбовь с первой строки.Не скажу, что в Минутке чувствовалась с самого начала фальшь, но к концу проскакивало то, что он как-то не совсем похож на дурачка. Ситуация с Мартой была нежданчиком. Хочется думать, что ему от жизни вернулось то зло, которое причинил он.
Возможно, её привычка сторониться людей основана именно на этом.
А скорее всего так и есть.
Странно ведь, что кокотка едет за деньгами ко вчерашнему студенту.
И не первый раз, как мне показалось. Так что едва ли он вчерашний студен, к тому же у него имеются публичные выступления. Но что-то в нём сломалось и "в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов"...
Но при всём его несчастье, Нагель повёл себя откровенно по-скотски с Мартой. Нет, возможно, он бы её и вытащил из нищеты, и дал бы достойную жизнь, и было бы всё по классику "привычка к счастью нам дана - замена счастью она", но это отвратительно в том плане, что он уверял её в чувствах, которых не было. Если бы здесь всё было честно, то был бы другой разговор. А так... мерзковатенько.