Прошло три дня, как я посмотрела вторую часть "Оно", и вот уже скучаю по этому фильму. Идти второй раз? Мой прошлый и единственный опыт по просмотру одного и того же фильма в кино дважды получился не самым удачным, хотя тот фильм - "Обитель зла 5" - до сих пор люблю. В сети есть экранка, но уж больно паршивая. У тех же финальных "Мстителях" в интернете нашлась хорошая копия ещё до цифрового релиза. Видимо, в случае "Оно" придётся подождать, а там, глядишь, и обещанная режиссёрская версия на четыре часа выйдет.
Чтобы скрасить себе ожидание, просматриваю разные материалы по фильму, в том числе и здесь, на "diary".
08.09.2019 в 00:25
Пишет
Пэнни Вайс:
Немножко спойлер)
URL записи07.09.2019 в 17:24
Пишет
Shadenfreude:
(Есть спойлеры по "Оно 2")
Оборотень и клоун как символы страхов Ричи.
Соу, в книге Пенни предстает перед Ричи в образе оборотня, и по тексу ясно, что для Ричи это символ его страхов, п.ч. он ассоциирует с оборотнем себя. Он боится, что они одно и то же. (Аналогично Эдди с его прокажённым, но щас не об этом.)
Однако в "Оно" (2017) нет ни оборотня, ни столкновения Ричи с Пенни ДО злополучного дома. Вместо этого Ричи признаётся, что боится клоунов (образ, который Пенни предпочитает), и его страхи нам открываются уже в самом доме, зато во всей красе.
Так вот, я вообще-то считаю эту замену довольно удачной и функциональной, передающей примерно те же коннотации, что и оборотень, и даже добавляющей новые, но вхарактерные.
Во-первых, Ричи - шут, который боится клоунов, т. е. боится того, чем является (что и означал оборотень). Но если оборотень - чудовище не по своей вине и не по своей воле (оборотнем не рождаются, а становятся; оборотничество заразно - снова мотив, общий с Эдди), что в книге кажется Ричи печальным и даже достойным сочувствия, то шут - это личина, которую Ричи себе тщательно сконструировал собственными руками, п. ч. он боится реакции окружающих на него настоящего и хочет иметь над этой реакцией контроль. В книге было пару раз, когда Ричи в кои-то веки серьёзен, но это практически игнорируется ребятами, и тогда Рич переходит на свою обыкновенную клоунаду и получает-таки отклик. Маска шута - это спасение; она позволяет Ричи выражать что угодно и при этом не нести ответственность, не быть принятым всерьёз. Но в этом и ловушка: всё, что он говорит и делает, воспринимается как шутка; Ричи погребен под этой маской.
Тут мне кажется показательной сцена в фильме, где Пенни заманил Ричи в комнату с клоунами, а там - гроб. И в гробу - кукла-клоун в виде Ричи (с зашитым ртом, емнип!). Ричи захлопывает крышку гроба, и секунду спустя оттуда выскакивает Пенни, как чёрт из табакерки.
И это приводит меня к во-вторых: тот аспект монструозности (и опасности, и неправильности, и даже смертельности), который передавал оборотень, в фильме передаётся самим Пенни. Они оба с Ричи носят образ шута, далекий от их истинного обличья, но удобный и полезный для достижения определенной цели. Алсо, книга сообщает, что Пенни вообще-то самка, которая лишь принимает мужской облик - что опять-таки создаёт связь с мотивом самопрезентации и идентичности, в том числе сексуальной. На концепт оборотня, как известно, тоже много такого навешано: метафора спида, бисексуальности, животного влечения, потери контроля и т. п.
Наконец, в-третьих, мотив восприятия окружающими, который я уже выше затронула. Оборотень - это не только превращение, но и общественная реакция на это превращение, восприятие полу-человеком (недочеловеком, бывшим человеком) и просто чудовищем, даже может остракизм. При желании можно провести параллель с тем, что у клоуна обязательно есть аудитория и отношения с ней, есть репутация. Над шутом смеются, тычут пальцами, может даже бросаются помидорами. Аудитория во многом делает клоуна - так же, как актёра или стендап комика. Конечно, реакция на клоуна не настолько интенсивна и радикальна, как ненависть и ужас, направленные на оборотня, но для адаптации, по-моему, это б-м подходит: а) как я уже писала, за монструозность, которой страшится в себе Ричи, в экранизации отвечает не абстрактный образ клоуна, а сам Пенни; и б) действие перенесено ближе к нашему времени (1989 и 2016), так что градус ненависти действительно можно поубавить. Хотя последнее, конечно, спорно, причем в отношении и 80-х с их истерией по спиду, и сегодняшнего дня с его плохо прикрытой гомофобией. Когда то или иное произведение затрагивает тему гомофобии, сидения в шкафу, внутренней гомофобии т. п., нередко попадается мнение, что мол в наши-то дни это уже не страшно и вообще несерьезная угроза (вот и про вторую часть уже такое видела), но я в корне не согласна. Не знаю, в какой пониляндии живут эти люди. Я рада, если у них перед глазами есть примеры открытых лгбт, которые никак не пострадали от камин аута и которых принимает их круг общения, но очевидно, что это далеко не весь мир. И про феминизм подобные рассуждения встречаются, и про расизм, и про что угодно.
По сути, единственный аспект, который теряется от замены оборотня клоуном, это мотив чьей-то жертвы, мотив "беда, а не вина" и мотив "не по выбору". Да и тут можно натянуть сову на глобус: а) таки внешние факторы превратили Ричи в шута не меньше, чем внутренние, а то и больше; и б) таки маска играет и против Рича, как я уже упоминала, и не всегда подвластна его контролю.
Короче, это. Я оч люблю архетип печального клоуна, и хотя книжный оборотень как символ страхов Ричи кажется мне красноречивым и многозначительным, то же самое я могу сказать и про киношного шута.
п. с. В первой части "Оно" ничто не напоминает об оборотне - кроме той сцены в доме, где Пеннивайз приближается к ребятам (Эдди со сломанной рукой, Билл и Ричи по бокам, Бев вцепилась Ричи в футболку) и у него начинают отрастать гигантские звериные когти, прорываясь сквозь белую клоунскую перчатку. Снято нмв очень... намеренно: Ричи и Эдди в центре кадра, Бев и Билл по бокам от них; Ричи держит лицо Эдди в своих руках и бешено оглядывается то на Пенни, то обратно на Эдди; когти растут по мере наступления Пенни и покрывают для зрителя изображение Ричи; когтистая лапа делает рывок, словно хочет сцапать Эдди (пруф в виде гифсета). Зная о книжном оборотне Рича и зная подтекст, это всё кажется не случайным.
Алсо, Пенни питается страхом и подбирает для каждого человека наиболее пугающий облик, и вот в данной сцене отращивает волчьи когти - что это говорит о Ричи? Особенно при том, что Ричи в это время хлопочет над пострадавшим Эдди, которого Пенни явно выбрал в качестве жертвы как наиболее уязвимого. Насколько уязвим в данный момент сам Рич? Ведь эта лапа с когтями - она явно про Ричи. И, может, немного про Эдди глазами Ричи.
Мне очень доставляет, что теперь у нас есть и книжный материал, и киношный (особенно при том, что я не фанат того, как пишет Кинг). Можно упоительно копаться!URL записиЧто касается именно моего мнения о личной драме Ричи Тозиера, то я считаю это ход скорее удачным, чем нет. За счёт этого Ричи во втором фильме становится глубже как персонаж. Хотя, с другой стороны, одновременно мне бы хотелось, чтобы он был просто смешливым мальчишкой, не скрывающим за своими шуточками психологические проблемы и несчастную любовь. Но эти "Р + Э" просто берут за душу! Считайте меня шиппером.