Прочитала роман Бориса Виана "Пена дней". На обложке написано "Один из величайших романов ХХ века". Чем он так велик, я не поняла в упор. Но внимания роман определённо заслуживает. Автор поместил своих героев в очень причудливый мир. Здесь разбитые стёкла зарастают сами собой, облака разговаривают, а оружие выращивают в земле, как цветы.
Много, долго, для себя.Несколько описаний из книги я хочу поместить сюда - пусть будут, они очень любопытны. К тому же, эти описания подходят под тэг "Пища не для ума". Речь прежде всего идёт о пианоктейле.
Пианоктейль - пианино, создающее напитки - один из чудесных "изобретений", которые Виан, к слову сказать, сам изобретатель по профессии, выдумал для своего романа. Вот как о своём приспособлении рассказывает главный герой "Пены" Колен, который по книге и сконструировал это чудо барной техники:
Каждой клавише соответствует либо какой-нибудь крепкий напиток, либо ликёр, либо сироп. Правая педаль добавляет в смесь сбитое яйцо, а левая – кусочек льда. Для получения сельтерской воды надо извлекать тремоло в высоком регистре. Дозы всех ингредиентов определяются длительностью звука: одной шестьдесят четвёртой соответствует шестнадцатая часть объёма, взятого за единицу, четверти – единица объёма, а целой ноте – четыре единицы. Когда играешь медленную мелодию, включается особая система регистров, чтобы доза коктейля не увеличивалась, – иначе порция получилась бы слишком большой, – а только повышалась его крепость. Кроме того, можно, в зависимости от продолжительности мелодии, изменить величину объёма, взятого за единицу, уменьшив его, например, в сто раз, чтобы получить напиток, в котором, с помощью особого модератора, учтены все законы гармонии.
Механизмом управляет электронное устройство через реле. <...> Притом, заметь, это еще и пианино, на котором прекрасно можно играть.
Осталась, правда, одна недоделка, <...> вот никак не налажу правую педаль, которая регулирует сбивание яиц. Пришлось поставить дополнительное сцепление, потому что, когда играешь что-нибудь слишком в коктейль попадают куски омлета и их трудно глотать. Со временем я это, конечно, устраню, а пока придется быть повнимательней. Да, забыл сказать, что сливки – это «соль» в контроктаве.
Вот одно из визуальных представлений пианоктейля:
А вот так инструмент визуализировали в экранизации "Пены дней":
Вообще, в романе тема кулинарии занимает не последнее место. Писатель поместил в первой половине своего романа несколько рецептов от ценимого им кулинаров Жюля Гуффе. Личный повар ГГ, Николя, рассказывает рецепт угря от Гуффе:
«Запеките паштет как для закуски. Разделайте крупного угря и нарежьте его ломтями толщиной в три сантиметра. Сложите куски рыбы в кастрюлю, залейте белым вином, добавьте соли, перца, тонко нарезанного лука, две-три веточки петрушки, немного тмина, лаврового листа и зубок чесноку…» Правда, мне, увы, не удалось вырвать его так, как положено, потому что зубодёрные щипцы у нас совсем разболтались. <...> «…Когда угорь сварится, выньте его из кастрюли и положите на противень. Процедите бульон сквозь шёлковое сито, добавьте немного испанки и томите на медленном огне, пока соус не загустеет. Пропустите его сквозь волосяное сито, залейте им рыбу и кипятите минуты две, не больше. Затем разложите куски угря на паштете, украсьте жареными шампиньонами, в середину воткните букет из молок карпа и залейте всё это оставшимся соусом».
Остаётся добавить, что угорь, согласно книги, вылез из водопроводной трубы, после чего и был пойман на зубную пасту.
В следующий раз повар Николя потчевал ГГ фаршированным колбасусем с Антильских островов под соусом из портвейного муската. Я, мягко говоря, не уверена, что этот рецепт реальный.
"Рецепт таков: "Возьмите живого колбасуся и сдерите с него семь шкур, невзирая на его крики. Все семь шкур аккуратно припрячьте. Затем возьмите лапки омара, нарежьте их, потушите струей из брандспойта в подогретом масле и нашпигуйте ими тушку колбасуся. Сложите всё это на лёд в жаровню и быстро поставьте на медленный огонь, предварительно обложив колбасуся матом и припущенным рисом, нарезанным ломтиками. Как только колбасусь зашипит, снимите жаровню с огня и утопите его в портвейне высшего качества. Тщательно перемешайте всё платиновым шпателем. Смажьте форму жиром, чтобы не заржавела, и уберите в кухонный шкаф. Перед тем как подать блюдо на стол, сделайте соус из гидрата окиси лития, разведенного в стакане свежего молока. В виде гарнира подавайте нарезанный ломтиками рис и бегите прочь".
Ну что сказать? Бедный колбасусь.
Также в книге упоминается и процесс приготовления...
"Повар Николя не спускал глаз с приборной доски. Он сидел за пультом управления, также покрытым светло-жёлтой эмалью. В него были вмонтированы циферблаты различных кухонных аппаратов, стоявших вдоль стены. Стрелка электроплиты, запрограммированной на жаренье индейки, дрожала между «почти готово» и «готово». Птицу вот-вот надо было вынимать. Николя нажал на зелёный тумблер, приводивший в действие механический щуп, который легко вонзился в индейку, и в то же мгновение стрелка замерла на отметке «готово». Быстрым движением Николя вырубил энергопитание плиты и включил тарелкоподогреватель".
... и процесс сервировки стола.
"Колен выбрал голубую скатерть – под цвет ковра. Посредине стола вместо вазы он поставил колбу с двумя заспиртованными куриными эмбрионами, в точности воспроизводившими пластику призрака из балета «Видение розы» в исполнении Нижинского, а вокруг разложил веточки мимозы необыкновенной: знакомый ему садовник получил этот новый сорт от скрещения мима и розы, которая вместе с невинностью потеряла и букву «Р». Потом достал с полки белые фарфоровые тарелки с золотыми прожилками, по две каждому, и по прибору из нержавеющей стали с ажурными ручками, в которые между двумя пластинками из плексигласа было вставлено чучело божьей коровки – на счастье. Два хрустальных бокала и две салфетки, сложенные наподобие тиар, завершали сервировку".
А когда дела у главного героя пошли плохо, повар готовил ему бульон из кубиков, заправленный макаронной мукой и чёрные сосиски. Пианоктейль Колену пришлось продать, и из всей кухонной техники у него остались плита и голодильник - именно так, с буквы "Г".
Пианоктейль, голодильник и колбасусь
Прочитала роман Бориса Виана "Пена дней". На обложке написано "Один из величайших романов ХХ века". Чем он так велик, я не поняла в упор. Но внимания роман определённо заслуживает. Автор поместил своих героев в очень причудливый мир. Здесь разбитые стёкла зарастают сами собой, облака разговаривают, а оружие выращивают в земле, как цветы.
Много, долго, для себя.
Много, долго, для себя.